НОВОСТИ

День частей ОсНаз ГРУ ГШ


   Наверное, это проснулась ностальгия, что на просторах инета я обратил внимание на эту информацию: Недействующая организация «ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 02565» зарегистрирована 05 мая 1975 (существовала 35 лет), ей присвоены ИНН 6220003223 и ОГРН 1026200801351. Юридический адрес 391050, Область Рязанская, Город Спасск-Рязанский, Улица Войкова, 2, руководил предприятием офицер ГШ Долгов Андрей Николаевич (ИНН 772786193058). Источник: https://info.1cont.ru/contragent/voyskovaja-chastjh-02565/

 

   На форуме radioscanner.ru эта тема бывших радиопеленгаторных узлов получила грандиозное развитие. Почерпнём оттуда следующую информацию:

   1) № узлов связи не надо путать с № ОРПУ/ЦРПУ;

   2) 408-ой узел связи, позывной «Лайба» («Ластик»), 789-й ОРПУ, в/ч 02565 (часть сформирована в 1942 г.), дислокация: Рязанская обл., г. Спасск-Рязанский, ул. Войкова, 2 + п. Панино – полигон. Источник: http://www.radioscanner.ru/forum/topic26007-3.html

 

   А сейчас позвольте мне процитировать фрагмент книги Виталия Ивановича Феськова «Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской», стр. 214: «Ряд из этих частей создавался на базе существовавших во время войны отдельных радиодивизионов ОсНаз предназначавшихся для ведения радиоперехватов. <…> После войны, оставшиеся и не попавшие под расформирование, радиодивизионы ОсНаз были переформированы в радиополки ОсНаз (расформированию подверглись в основном дивизионы радиоподавления – а дивизионы радиоперехвата продолжили существование)». Источник: https://www.rulit.me/books/vooruzhennye-sily-sssr-posle-vtoroj-mirovoj-vojny-ot-krasnoj-armii-k-sovetskoj-read-421434-214.html

 

   Интересно, возможно ли сейчас проследить боевой путь прямого предшественника 789-го ОРПУ в годы Великой Отечественной войны???


Шеврон части. Фото: https://neva-progress.net/shevron-razvedka-9


   Шеврон выполнен с грубыми геральдическими ошибками: некоронованный двуглавый орёл с нечёрным крестом в гербе Спасска-Рязанского, но эти ошибки логично смотрятся на фоне другой ошибки - грамматической в слове «мобильность».


Исторический герб Спасска-Рязанского


   Подлинное описание герба Спасска гласило: «В 1-й части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского: серебряной мечъ и ножны, положенные накрестъ, надъ ними зеленая шапка, какова на Князѣ въ Намѣстническомъ гербѣ. Во 2-й части щита въ красномъ полѣ Черный Крестъ». Источник: Собрание (1649 - 1825): Том 20 (1775 - 1780): Законы (14233 - 15105), стр. 830 – 832 // http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php

   Первую часть своего нынешнего имени город Спасск-Рязанский (а ранее - село Спасское) получил от названия Спасо-Преображенского Зарецкого монастыря. Вторую часть имени город приобрел лишь в 1929 году, чтобы отличить его от других городов с таким же названием, входящих в иные области. В сознании большинства жителей города эта приставка соединила судьбу Спасска с судьбой Старой Рязани, городище которой находится напротив него на другом берегу Оки.


   Гербы городов Российской Империи. Три города Спасск. П.П. фон-Винклер "Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание законов с 1649 по 1900 год", Спб., 1899 года. Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/


   В геральдике червень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости, а также - крови и кровопролития. Чернь (черный цвет) - символ смерти. Поэтому спасский герб одновременно говорит об имени города, а также - о героизме и неустрашимости защитников древней Рязани и скорби об их трагической участи. Тем самым он соединяет в названии города Спасска-Рязанского два исторических имени.

   Интересно, что при восстановлении герба в качестве официального символа Спасского района в 1998 году по рекомендации Государственной герольдии ему был возвращен исторический чёрный крест. А губернскую эмблему в верхнем углу заменила современная эмблема Рязанской области с червленым камнем на золотом украшении княжеской шапки. (Автор - Михаил Шелковенко).


   Утверждён решением Спасской районной Думы (№71/4) от 28 мая 1998 года как герб Спасского района. После муниципальной реформы герб Спасского района возвращен Спасск-Рязанскому городскому поселению Решением Совета депутатов Спасск-Рязанского городского поселения (№56/16) от 27 августа 2013 года. Источник информации: https://geraldika.ru/symbols/715

   Лично мне чёрный крест в красном поле напоминает цветок дикого мака, о котором подробнее можно прочитать здесь: Фаворская Светлана Григорьевна - штрихи к портрету.


Значок в память 60-летия 789-го ОРПУ (в/ч 02565). Здесь исторический герб г. Спасска-Рязанского также искажён. Фото: https://forum.faleristika.info/viewtopic.php?t=242307

 

   В инете теперь можно найти и бывшие координаты части:   54°24'7"N   40°23'33"E. Источник: https://wikimapia.org/30962772/ru/


   А теперь посмотрим на историю самого Спасска-Рязанского с высоты птичьего полёта.


   В ХV веке на месте будущего города Спасска был монастырь. Именовался он Спасским Зарецким монастырём в честь Преображения Господня. В 1651 году он утратил свою административную самостоятельность, будучи приписанным к Саввино-Сторожевскому Звенигородскому монастырю.

   В подлинных писцовых книгах Старо-Рязанского стана за 1629-30 гг. в качестве местной монастырской вотчины упоминается село «Васкина Поляна, село Спасское тож». Тогда в селе были две церкви - Преображенская и Введенская.

   В 1764 году монастырское землевладение здесь было упразднено. А село Спасское получило статус уездного города Спасска новообразованной в 1778 году Рязанской губернии. Город стал развиваться по регулярному плану, составленному для всех уездных городов, то есть в центре располагалась центральная площадь, от которой в различных направлениях разбегались улочки.

   На этой центральной площади Спасска тщанием прихожан при особом участии купца Тимофея Ивановича Мелешкина вместо старой деревянной Преображенской церкви был построен величественный каменный Спасо-Преображенский собор со стоящею от него отдельно колокольнею. Постройка была начата в 1821 г., и окончена в 1838 г. В 1888 году, после пожара 1865 года, колокольня и храм были соединены теплой трапезной частью в одно здание.

   Высоченная соборная колокольня, которой восхищались как местные жители, так и гости, имела четыре яруса и была в высоту 69 метров. Величественно возвышалась над малоэтажной застройкой города, она была самым высоким зданием не только в городе, но и во всей Рязанской губернии.



   Спасо-Преображенский собор тогда и теперь. Фотографии с сайта: http://spassk-south-blago.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=89:2012-04-07-08-27-46&catid=17:2012-04-29-13-59-04&Itemid=29

 

   Многие годы собор с колокольней были центом города. Площадь, в центре которой стоял храм, называлась Соборной, а улицы лучами уходили во всех направлениях. В городе имелись училища церковно-приходское, высшее начальное, реальное, а также женская гимназия и женское двухклассное земское училище.

   1 февраля 1935 г. Преображенский собор города Спасска был закрыт. Была разорвана символическая связь города со Христом Спасителем, ибо имя Спасск шло о Господа Иисуса Христа, в частности от Его славного Преображения на Фаворской горе, ибо соборный храм города был освящён именно, как Преображенский, Спасо-Преображенским был и древний монастырь. Уже 9 марта 1935 года безбожная власть превратит Спасо-Преображенский собор в Дом Соцкультуры, а 23 февраля 1948 года будет принято решение вообще сравнять здание храма с землёй. Источники: Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г. // https://sobory.ru/article/?object=40248


 

Вознесенский храм города Спасска-Рязанского. Фото: https://smorodina.com/uploads/image/image/65524/0_9d5cf_219a487e_orig


   Но, несмотря на все бесовские козни в городе Спасске-Рязанском доныне сохранился один единственный действующий храм – храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Этот Вознесенский храм города Спасска был до недавнего времени покрашен в фисташковый цвет. Но храму больше подходит традиционный жёлтый ампирный цвет, эффектно сочетающийся с украшающими фасад храма белыми массивными колоннами дорического ордера. Храмовые колонны, между прочим, срублены из цельного дерева. Стены храма обшиты тёсом. Первоначально храм был поставлен в селе Селезнёво в 1773 году. Но 27 мая 1782 года голове Марку Голдабину было дозволено купить в означенном селе Селезнёво у помещика А.Д. Шиловского оставшуюся, за построением новой, праздную деревянную церковь. Она и была перенесена на Спасское городское кладбище. 23 мая 1785 г. Спасский городской голова мещанин Логин Семенович Миронов со всеми обывателями просил об освящении этой заново поставленной церкви. Храм был освящён как Вознесенский на новом антиминсе протоиереем соборной церкви Георгием Яковлевым. При Вознесенской кладбищенской церкви особого причта не было, так как она была приписной к Преображенскому собору, причтом которого в ней и отправляется богослужение. В 1930-х годах церковь была закрыта, но в 1945 году возвращена верующим и более не закрывалась. Источники: Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г. // http://sobory.ru/article/?object=20318


   Вознесенский храм города Спасска-Рязанского. Фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Spassk_near_Ryazan_-_Ascension_Church.jpg

 

   Храмов в Спасске–Рязанском было много. На территории в/ч 02565 тоже был осквернённый, используемый под склад православный храм.

 

   Храм Святителя Николая Чудотворца (так называемая «Тюремная церковь»). Вид с юго-востока. В таком состоянии здание храма находится ныне. Зима 2018-19 гг.


   Священник Павел Шаров рассказывает: «На заре XX века на углу Мясной улицы поднялась церковь, в народе прозванная "Тюремной". Дело в том, что с северной стороны она примыкала к тюремному двору. Сюда ходили помолиться лишь арестанты, солдаты, да жители прилегающих улиц. Богослужения в ней чаще совершали священники Иоанн Ансеров да Солнцев. На Николу вешнего и зимнего здесь совершали праздничную службу и пели акафист святителю. Позднюю литургию в такой день обычно правил сам благочинный уезда Леонид Краснов. В памяти горожан остались имена никольских певчих. Здесь превосходно солировали братья Яков и Дмитрий Морозовы. Покоряли голоса Михаила Минаева и М.В. Акиньшина. Руководил хористами И.М. Лобнев.

   По своему облику храм не отличался особой архитектурой. Скромная луковичная глава венчала небольшой церковный купол. С запада над входом поднялась одноярусная колокольня с такой же миниатюрной луковицей. Портал, боковые входы и арочные окна, отделанные белым камнем, на красном фоне безупречной кирпичной кладки смотрелись выразительно. Интерьер церковный украшал трехъярусный резной липовый иконостас. В храме находились сочного письма иконы великого святого. Одну из них, выполненную на холсте, удалось спасти от поругания моей бабушке в середине 20-х годов прошлого века, когда церковь закрыли.

   В лихую годину богоборчества и расхищения имущества Никольский храм обезглавили: сняли верхнюю часть колокольни, а в церковных стенах обосновали военный склад. Но именно это и помогло сохранить здание от окончательного уничтожения. До сих пор стоит на территории воинской части здание с полукруглыми окнами и будоражит память. Всего семьдесят лет назад в алтаре приносилась святая бескровная жертва (евхаристия), пел мужской хор горожан, а слева за решеткой стояли ряды арестантов в кандалах. Святитель Николай помогал одним нести охранную службу, а другим переносить тяготы заключения. С.В. Авдеев вспоминал: "Иногда мы ходили молиться к Николе. В престольный праздник здесь пели соборные певчие. Батюшка Иван Маленький (впоследствии новомученник) за обедней говорил блестящие проповеди о покровительстве Чудотворца Николая и его житии".

   Здание и теперь напоминает о бывшей церкви. По-прежнему невидимо поют силы ангельские хвалы Всевышнему. Стараниями бывшего благочинного Спасского южного округа Ильи Коростелева и нынешнего благочинного Иоанна Иванова, при поддержке управляющего Рязанской епархией митрополита Марка храм из Министерства обороны РФ был передан приходу г. Спасска. Будем надеяться, что с помощью Божией придет время реставрации данного храма». Источник: Газета "Спасские Вести" №47 (11068) // http://sobory.ru/article/?object=47563


   В общем Спасск-Рязанский сохранил черты настоящего уездного города. Улица Советская, дом 40. Фото: https://wikimapia.org/30170176/ru/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%83%D0%BB-40


   В тексте этой песни звучит фамилия Макаров. Это фамилия вице-адмирала, командующего первой Тихоокеанской эскадрой в Русско-японской войне 1904-1905 годов. «РАДИОРАЗВЕДКА как одно из средств обеспечения боевых действий Вооруженных Сил зародилась в начале прошлого века на Российском военно-морском флоте во время Русско-японской войны.

   Датой её рождения принято считать 7 марта (по старому стилю) 1904 года, когда командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров издал приказ № 27.

   Приказ вице-адмирала Макарова стал документом, определяющим начало практического ведения радиоразведки, хотя организационно она оформилась в Русской армии во время Первой мировой войны…

 

П Р И К А З № 27

 

7 марта 1904 года

Рейд Порт-Артур

Секретно

   Принять к руководству следующее:

   1. Беспроволочный телеграф обнаруживает присутствие, а поэтому теперь же поставить телеграфирование это под контроль и не допускать никаких отправительных депеш или отдельных знаков без разрешения командира, а в эскадре – флагмана. Допускается на рейдах, в спокойное время, поверка с 8 до 8.30 утра.

   2. Приемная часть телеграфа должна быть все время замкнута так, чтобы можно было следить за депешами, и если будет чувствоваться неприятельская депеша, то тотчас же доложить командиру и определить, по возможности заслоняя приемный провод, приблизительно направление на неприятеля и доложить об этом.

   3. При определении направления можно пользоваться, поворачивая свое судно и заслоняя своим рангоутом приемный провод, причем по отчетливости можно судить иногда о направлении на неприятеля. Минным офицерам предлагается произвести в этом направлении всякие опыты.

   4. Неприятельские телеграммы следует все записывать, и затем командир должен принять меры, чтобы распознать вызов старшего, ответный знак, а если можно, то и смысл депеши.

   Для способных молодых офицеров тут целая интересная область.

   Для руководства прилагается японская телеграфная азбука.

   Вице-адмирал С. Макаров». Источник: http://old.redstar.ru/2004/03/18_03/1_02.html


   С озвучкой автор клипа, конечно, погорячился, но на его канале Cnacck.ru есть ещё много красивых видео о городе, правда с такой же музыкой.


іерей Μ.Θаворскій.