АРХИВ СТАТЕЙ

Старообрядческий духовный стих памяти боярыни Морозовой



   В предложенном здесь видео ярко видны элементы русской культуры дониконианского периода отечественной истории, который привел Русскую Православную Церковь к старобрядческому расколу, когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона (1652-1666), осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676).

   Реформа эта заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двуперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус - на Иисус и т.д.

   Зато в среде старообрядцев были сохранены старые исконно русские традиции и обряды: речевая традиция, пение, духовные стихи, рукописные и старопечатные книги, иконы, утварь, облачения и т.д. Предложенное видео является наглядной иллюстрацией этого явления.

   История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона, проводившаяся с крайней жестокостью, разделила русский народ на два непримиримых лагеря. Противостояние усугублялось тем, что противников реформы пытками заставляли отречься от своих убеждений, морили голодом, сжигали заживо в срубах. Реформа привела к отпадению от Церкви миллионов верующих людей, почти 1/3 подданных Московского Царства.


   Только через 300 лет, в 1971 году, Поместный Собор Русской Православной Церкви признал неправоту Московского Собора 1656 и Большого Московского Собора 1667 года, «узаконивших» раскол. Анафемы на приверженцев старых обрядов, произнесенные на этих соборах, были признаны «яко не бывшими», а сами старые обряды pавночестными с принятыми в Русской Православной Церкви.


Старообрядческий духовный стих

памяти боярыни Морозовой


Слова: Порфирий Шмаков, 1908 г.


Снег белый украсил светлицы,

дорогу покрыл пеленой.

По улице древней столицы

плетется лошадка рысцой.

 

На улице шум и смятенье,

Народ словно море шумит.

В санях, не страшась заключенья,

Боярыня гордо сидит.

 

Высоко поднявши десницу,

Под звон и бряцанье цепей,

Она оглашает столицу,

Правдивою речью своей.

 

Она не боится мученья,

И смело на пытку идет.

И к истине сердца влечение

Ей силу и бодрость дает.

 

Сменила пиры и палаты

На мрачный, сырой каземат.

Душа ея верой богата,

Ей правда дороже палат.

 

И верит она, не погибнет

Идея свободной мольбы,

Настанет пора, и воздвигнут

Ей памятник, вместо дыбы.