АРХИВ СТАТЕЙ

История придела преподобного Иосифа Песнописца в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино

Храмовая икона преподобного Иосифа Песнописца


История придела преподобного Иосифа Песнописца в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино


   Автор: протоиерей Николай Киселев, почётный настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино


   В московском Знаменском храме в Захарьино, одном из древнейших в Андреевском благочинническом округе (ныне Параскево-Пятницкое благочиние Юго-Западного викариатства города Москвы – прим. авт. сайта Фавор-Гора), северный придел освящен во имя преподобного Иосифа Песнописца, великого византийского гимнографа IX века.

   Преподобный Иосиф Песнописец – святой, не имеющий широкого почитания в России. Однако его имя с древности было хорошо известно русским людям по многим богослужебным текстам Октоиха, Триодей и Минеи. Начиная с XI–XII веков его имя входит в Месяцеслов: память преподобного Иосифа – 4 / 17 апреля.

   Преподобный Иосиф родился около 800 года на острове Сицилия и потому носил имя Сикелиота. Спасаясь от сарацин, его семья бежала в Грецию, где Иосиф пятнадцатилетним отроком поступил в монастырь и уже в молодые годы был посвящен в иерейский сан. Вместе со своим учителем, известным поборником иконопочитания преподобным Григорием Декаполитом († около 835, память 20 ноября / 3 декабря) Иосиф оказался в самом центре борьбы с ересью иконоборчества.

   Посланный легатом в Рим, преподобный Иосиф по проискам врагов был захвачен на море пиратами и передан иконоборцам, которые без малого десять лет держали исповедника в темнице на острове Крит. В Житии преподобного говорится, что вестником избавления его от уз был Святитель и Чудотворец Николай, который явился ему в тюрьме 20 января 842 года и, чудесным образом восхитив его на небо, перенес в один миг к стенам Царьграда.

   Следующие пять лет жизни преподобный Иосиф провел в затворе вместе со своим другом, учеником преподобного Григория Декаполита преподобным Иоанном (память 18 апреля / 1 мая), до кончины последнего в 847 году. Позднее в основанном им Никольском монастыре близ церкви святого Иоанна Златоуста, где-то к западу от Константинополя (в конце XIX века это место называлось бывшим Николо-Косульским монастырем), преподобный Иосиф собрал вокруг себя множество подвижников православного благочестия, в большинстве своем из греков-сицилийцев. Преподобный Иосиф перенес в монастырь мощи своих друзей – преподобных Григория Декаполита и Иоанна, а также мощи святого апостола Варфоломея, которому посвятил престол новоустроенного храма.

   Перед наступлением дня памяти апостола Варфоломея, 13 июня 852 (или 853) года, преподобный Иосиф удостоился видения в царских вратах самого апостола, который «взял со священной трапезы Святое Евангелие и положил его на грудь преподобному, благословил его и отошел». С того поворотного во всей его жизни момента преподобный Иосиф получил дар написания церковных песнопений. Биографы святого подчеркивали «высокую монашескую настроенность преподобного Иосифа, его кротость, смирение, непамятозлобие, его стремление всех умиротворить, участливое отношение к бедствующим, которым он помогал словом и утешением, к нищим, которым он подавал пропитание, к странникам и чужеземцам, которых он принимал со всем радушием гостеприимного хозяина».

   За тридцать лет своей песнотворческой деятельности вдохновляемый Божественной благодатию поэт создавал службы различным святым и праздникам почти непрерывно, несмотря на свою многотрудную жизнь. В 857 году в результате придворных интриг был смещен и отправлен в ссылку патриарх Константинопольский Игнатий, а с ним и его сподвижник преподобный Иосиф, который затем одиннадцать лет находился в изгнании в Херсонесе в Крыму. В 867 году преподобный Иосиф был возвращен в столицу императором Василием Македонянином, а восстановленным на патриаршем престоле святителем Игнатием ему было пожаловано почетное звание скевофилакса, то есть хранителя священных сосудов собора святой Софии.

   При патриархе Константинопольском Фотии (с 877 года) преподобный Иосиф, стяжавший высокий духовный авторитет, был назначен духовником клира Константинопольской епархии. Был он и придворным песнописцем императора Василия Македонянина, царствование которого известно самым широким храмоздательством, обилием церковных торжеств и молений, чинопоследование которых требовало от преподобного Иосифа создания новых песнопений.

   Многие службы святой угодник Божий создавал по заказу царя и патриархов, настоятелей монастырей, управителей отдельных местностей и частных лиц, желавших увековечить в канонах память о тех или иных событиях и святых. Его перу принадлежат 464 канона в годичной Минее. Последний, послехерсонесский период творчества преподобного Иосифа (867–883 годы) был наиболее плодотворным. Тогда им были созданы 67 канонов на будни Октоиха и 110 канонов Триодей Постной и Цветной, а также знаменитый канон Пресвятой Богородице на утрени Субботы Акафиста, написанный по заказу святого Патриарха Фотия.

   Преподобный Иосиф скончался 3 апреля 883 года. Всю свою жизнь он посвятил служению Церкви. Вскоре по кончине угодник Божий был прославлен в лике святых.

   Выражая общее мнение о поэзии преподобного Иосифа, автор его жития диакон Иоанн (Х век) писал: «От людей косных бегут сон и леность, когда они слышат песнопения преподобного Иосифа. Стремящиеся к совершенной жизни находят в них дивное отдохновение, возмущаемые сердечными движениями укрощают смущения, радующиеся начинают плакать от полноты чувств и восторга. Поэты в стихах преподобного находят сокровища для своих творений, и все народы переводят песни Иосифа на свой язык».

   Более тысячелетия творчество преподобного отца нашего исповедника Иосифа Сикелиота Песнописца возвышает, умиляет и подвигает к покаянию православных христиан, которые, найдя путь спасения во Христе и Его Церкви, ответно хвалят, молятся и благодарят учителя Православия, подвижника, исповедника, церковного поэта и творца канонов преподобного Иосифа Песнописца.

   Ежегодно 4 / 17 апреля память преподобного Иосифа Песнописца празднует вся Полнота Вселенского Православия.

   Для российской столицы почитание преподобного Иосифа Песнописца имеет особое значение, так как его память приходится на день первого летописного упоминания о Москве – 4 апреля 1147 года.

   В тот день, в пятницу пятой седмицы Великого поста, накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, в приграничном «градце Москове» на Москве-реке собрались на совет Суздальский князь Юрий Долгорукий, хозяин, и его гости – князья Рязанский Владимир и Новгород-Северский Святослав. Князья думали о наведении законного порядка на Руси, об искоренении междоусобиц. Более чем вероятно, что утром того дня в походной церкви была совершена Божественная литургия Преосвященных Даров, которой предшествовала, согласно Церковному Уставу, рядовая служба по Триоди и Минее с каноном святого дня – преподобному Иосифу Песнописцу.

   С 1987 года на территории Москвы существует храм, в котором есть придел, посвященный преподобному Иосифу. Храм этот был основан гораздо раньше, в середине XVII века, но московским стал именно в 1987 году, когда территория села Захарьино Подольского района Московской области была передана в собственность города.


❈❈


   Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьино был основан в 1648 году – сначала как усадебная деревянная церковь в имении окольничьего Тимофея Феодоровича Бутурлина. В 1672 году ее сменил приходской каменный храм, построенный на средства боярина Григория Григорьевича Ромодановского.

   История Иосифова придела Знаменской церкви началась в 1846 году при священнике Иоанне Петровиче Уарове, служившем там с 1836 по 1869 год. В те годы число прихожан этого храма значительно выросло. Незадолго до того, в 1843 году, в полуверсте от Захарьино было проложено новое Варшавское шоссе, ведущее из Москвы на Подольск и далее на юг, в Крым, и на юго-запад Российской Империи – в Белоруссию и Польшу. Вдоль шоссе быстро вырастали зажиточные ямские деревни, жители которых занимались извозом, торговлей, садово-огородным и ночлежным промыслом. Все они были захарьинскими прихожанами.

   Умножившейся пастве трудно было поместиться в небольшом храме. Проявляя заботу о прихожанах, владелица Захарьинской усадьбы Варвара Осиповна Новицкая выделила на ремонт храма две с половиной тысячи рублей. За последующие три года тщанием В.О. Новицкой к отремонтированному в 1846 году храму была пристроена обширная двухпридельная трапезная и колокольня над папертью. Южный придел по решению Московской Духовной Консистории был освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая.

   В.О. Новицкая испросила у Священноначалия благословение устроить в северном приделе престол во имя преподобного Иосифа Песнописца, Небесного покровителя своего отца, генерала Осипа Ивановича Новицкого. Тем самым возрождался один из древних христианских обычаев построения храма за душу почившего сродника (называемую у сербов «задушбиною»).

   Род полтавских дворян Новицких (в отличие от единофамильных дворян Черниговской и Псковской губерний) был известен со второй половины XVII века. Этот род начал и прославил казачий полковник Илья Федорович Новицкий († 1705). Военными были и трое его сыновей.

   В течение XVIII века Россия вела частые войны, во время которых выдвинулись и переехали на жительство в Россию многие представители малороссийских дворянских фамилий. Среди них были и дворяне Новицкие, ставшие помещиками в Захарьине. Владевший этим селом с 1800 года Осип Иванович Новицкий сделал военную карьеру в Сибири. В 1799 году он был переведен из Иркутска в Москву и в чине генерал-майора возглавлял Московский военный комиссариат до выхода в отставку в 1810 году.

   Генерал Новицкий проявлял заботу о содержании Знаменского храма в Захарьино. В 1820-е годы, при служении в храме священника Алексия Левашева, на средства генерала были оштукатурены и побелены фасады храма, а кровли его впервые покрыты кровельным железом. Интересно, что это благотворительное деяние О.И. Новицкого получило отражение на одной из икон преподобного Иосифа Песнописца 30-х годов XIX века, которая находится в собрании музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. На пейзажном фоне иконы встречаются мотивы, удивительно напоминающие захарьинские реалии. Справа от святого Иосифа мы видим изображение вознесенной на пригорке над озером небольшой нарядной белокаменной церковки с луковичной главкой и помещениями алтаря и паперти, покрытыми новыми ярко-зелеными кровлями. Очень вероятно, что эта икона была заказана и подарена родными к 70-летию со дня рождения генерала О.И. Новицкого в 1835 году и может датироваться этим годом.

 

 

   Икона из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева


   В XIX веке храм был значительно перестроен и расширен. В советское время он был закрыт, использовался как колхозный склад и база кинопроката.

   Возрождение Знаменского храма началось в 1990 году. За прошедшие с тех пор годы собран крепкий приход, налажено регулярное богослужение в храме и приписной к нему Троицкой часовне на Щербинском кладбище, действует воскресная школа для детей и взрослых. Восстановлены храмовое здание и церковный дом, отреставрированы настенные росписи и иконостасы с напольными киотами в стиле русского барокко.

   При храме создан церковно-краеведческий музей имени протоиерея Николая Сироткина, служившего в Захарьино с 1869 по 1923 год. В музее имеется архив, состоящий из изданий и документов по истории Церкви, книгохранилище церковных книг, коллекция икон, изразцов и бытовой утвари XVII–XIX столетий.

   В 2007 году вышла из печати книга «Памятник земли Московской церковь Знамения в Захарьино», в которой прослежена богатая история храма, расположенного в самой южной точке современной Москвы.

 

   Источник: http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/08/04-08/09.htm